1000 кусочков страданий
Мы сделали пазлы с мемными картинами средневековых художников. В новом тираже у нас уже 6 пазлов от Рафаэля, Босха и Брейгеля Старшего!
"Кто сможет глубже оценить замысел художника, чем тот,
кто 40 минут искал маленькую детальку с чьей-то голой задницей?"
— Иероним Босх
"Ребят, нужен кусочек мужика, торчащего из..."
Лучший способ воспринимать большие и многообразные картины — через пазлы.

Собирая пазл, ты подолгу всматриваешься в каждую деталь и замечаешь все мелкие нюансы огромного полотна.
«Страдающее Средневековье» запускает серию пазлов
с самыми известными картинами легендарных средневековых мастеров
Афинская школа
Рафаэль Санти
1000 деталей
  • Кто есть кто на фреске Рафаэля? Почему Платон — с лицом Да Винчи?
  • Какую отсылку к Афинской школе группа Guns-n-Roses спрятала в своем альбоме?
  • Почему личности некоторых фигур с фрески до сих пор не могут идентифицировать?
Узнать больше
Фламандские пословицы
Питер Брейгель Старший
1000 деталей
  • Правда ли, что на картине спрятано 207 пословиц и поговорок?
  • Зачем мужик гадит на глобус?
  • Что значит «видеть медведя», «сидеть под метлой» и «упасть с быка на осла»? Как синий плащ связан с женской изменой мужу?
  • Сколько смыслов может быть у селёдки, висящей под потолком?
Узнать больше
Воз сена
Иероним Босх
1000 деталей
  • Что за ваханалия происходит вокруг стога сена?
  • Кого менестрель поймал на удочку из сосиски?
  • Причем здесь папа Александр VI по кличке «Аптекарь Сатаны»?
Узнать больше
Охотники на снегу
Питер Брейгель Старший
1000 деталей
  • Успешна ли охота во время знаменитых морозов 1565 года?
  • Отсылка к какому святому скрыта в названии трактира «У оленя»?
  • Почему Тарковский и Ларс фон Триер восхищались этой картиной?
Узнать больше
Сад земных наслаждений
Иероним Босх
1000 деталей
  • Зачем Босх изображает гигантские ягоды и фрукты?
  • Почему так много голых людей в откровенных позах?
  • Для чего он везде вставляет рыб и птиц?
Узнать больше
Битва масленицы и поста
Питер Брейгель Старший
1000 деталей
  • Кто из них Масленица, а кто — Пост?
  • Зачем женщине — обезьяна в корзинке, а мужику — пирог на голове?
  • Почему персонажи не замечают происходящее вокруг безумие?
Узнать больше
48х68 см
Размер собранной картины
C комментариями историков-медиевистов и искусствоведов
В каждой коробке — специально написанная статья, призванная помочь расшифровать картину и глубже понять ее значимость
  • Михаил Майзульс
    соавтор бестселлера «Страдающее Средневековье»

    Статья к картине Босха «Сад земных наслаждений»
  • Олег Воскобойников
    научный руководитель проекта «Страдариум»

    Статьи к картинам Брейгеля «Битва масленицы и поста», «Охотники на снегу» и «Фламандские пословицы»
  • Валерия Косякова
    культуролог, автор книг «Апокалипсис Средневековья», «Код Средневековья», «Иероним Босх: жизнь и творчество»

    Статья к картине Босха «Воз сена»
  • Надежда Чамина
    кандидат искусствоведения, PhD, художественный критик, автор бестселлеров серии «Великие музеи мира» издательства «Слово».

    Статья к фреске Рафаэля «Афинская школа»
объясняют историки
Что за безумие происходит на картине?
Собирая пазлы по сюжетам Босха и Брейгеля, любой нормальный человек задается вопросом: что тут вообще происходит?

Мы задали тот же вопрос лучшим историкам-медиевистам от мира «Страдающего Средневековья».

В ответ они написали большие и дико интересные статьи о деталях и смыслах этих картин.
Их статьи ждут вас в коробках с пазлами!

Кстати, у нас новая настольная игра — Догма
Вы — порочные кардиналы в стиле сериала «Молодой Папа».
  • Обманывайте друзей
  • Меняйте правила по ходу партии
  • Ставьте настоящие сургучные печати на карты
Купить игру можно прямо сейчас!
«Фламандские пословицы»
(или «Синий плащ», или «Мир наоборот») — картина Питера Брейгеля Старшего, в которую хочется всматриваться.

С виду кажется, что в городе творится полнейший хаос: кто-то режет свиней, гадит из окна, бегает с горящим задом и застревает в корзине. Но это лишь на первый взгляд.

На самом деле здесь Брейгель умело зашифровал пословицы и поговорки своего времени. Точное их количество навсегда останется загадкой. Но мы отыскали 207 штук.
Исследуйте картину вместе с нами, чтобы найти их все. Возможно, вы увидите то, что и мы пропустили?
Мы чуть не сошли с ума, пока изучали секреты Фламандских пословиц
Прочитали весь интернет на русском, английском, немецком и голландском и даже ходили в библиотеку Амстердама, чтобы отсканировать страницы справочника XIX века.

Целый месяц мы собирали самый полный список пословиц, которые Брейгель спрятал на своей картине.

Чем дольше изучаешь, тем глубже кроличья нора.
И вот 3 минуты из нашего шизофренического исследования:
Самый полный гайд по картине
Так появилась наша грандиозная таблица.
  • 64 страницы.
  • 207 пословиц.
У многих из них по 2-3, а то и 5 вариантов того, что Брейгель МОГ иметь в виду.

Конечно, в голову ему не залезешь, но в справочники и народную мудрость центральной Европы можно попробовать.

Ради интереса мы добавляли и русскоязычные аналоги.
У голландцев богатое воображение
Некоторые фразеологизмы нам знакомы:

  • метать бисер перед свиньями,
  • вооружиться до зубов,
  • бегать с горящей задницей,
  • бросить жребий.

Но встречаются и абсолютно непонятные и даже безумные фразы по типу:
  • вся крыша в пирогах,
  • кричать в печку,
  • брить дурака
  • тереться голым задом о чью-то дверь.
В интернете гуляют списки пословиц, претендующие на то, что поняли замысел Брейгеля. Но мы пошли дальше!
Привет из Амстердама и Утрехта
Прочитав всё на русском языке, мы принялись за искусствоведческие статьи на английском, немецком...переводили страницы справочников XVIII-XIX веков от нидерландских и британских коллег В.И.Даля.

В конце концов, мы даже ходили в библиотеки Амстердами и Утрехта (да, ногами ходили!), чтобы сфотографировать нужные страницы редких книг с анализом Брейгеля.

PS. Да, вот это здание с яркими неоновыми огнями - это не стрип-клуб и не казино, а библиотека для приличных людей!
Читайте, сравнивайте, ищите больше!
В итоге мы составили огромную таблицу, в которую вставили все возможные варианты значений всех сюжетов картины. В каких-то мы уверены на 100%, а некоторые представляем как забавную пищу для размышления.

И все равно мы понимаем, что не смогли расшифровать все. Поэтому будем рады услышать ваши версии еще не описанных поговорок. Пишите нам свои варианты)
Познать все Фламандские пословицы невозможно
Порой Брейгель прятал в одном образе до 10 разных толкований, подсмыслов и каламбуров. Многие из них утеряны в веках, и даже ученые не могут точно установить, что значит «щупать кур» или «грызть колонну».
Грызет колонну или тупо бухает?
Например, есть предположение, что человек грызет колонну, потому что это «целебный столб», то есть поссэт - горячий белый напиток из молока с вином, который пилив Англии при простуде.
Грызёшь колонну = бухаешь эгг-ног :)

Забавно, хоть и нельзя проверить.
статья от историка
Кроме нашего гайда вы найдете статью Олега Воскобойникова
Со стороны может показаться, что картина — дешевый «комикс» из XVI века, но Олег в своей статье объясняет разницу мышления интеллигенции того времени.

Сбор пословиц был почетным делом, требующим огромных знаний. Брейгель не только знал, как мыслит народ, но и создал целый мир из переплетений фразеологизмов, который мы пытаемся расшифровать до сих пор.
Олег Воскобойников
научный руководитель проекта «Страдариум»
доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ

Обладая потрясающими знаниями об историческом контексте Брейгеля и его месте в мировой культуре, Олег показывает, кто занимался пословицами до него, почему у картины 3 названия, как Брейгель умудрялся привносить нечто свое, оставаясь верным летописцем голландского народа.

Ну и конечно, как композиция помогла художнику уместить столько микросюжетов и перекрестных смыслов на такой скромной деревянной доске.
«Афинская школа»
— одно из многих культовых произведений Рафаэля, мастера Высокого Возрождения.

Фреска располагается на стене в Станца делла Сеньятура («Зале указов») Ватиканского дворца.

58 фигур мудрецов, философов и ученых с Платоном и Аристотелем во главе общаются, делятся опытом, завидуют и учатся на ступеньках великой школы европейской мысли.

Личности многих из них до сих пор не раскрыты. Мы расскажем, кто есть кто и почему они стоят именно в таких позах. Ведь у Рафаэля всё неспроста.
Надежда Чамина
автор бестселлеров серии «Великие музеи мира» издательства «Слово»
кандидат искусствоведения, PhD, художественный критик.

Надежда вглядывается во фреску гораздо внимательнее обычного посетителя дворца в Ватикане.
Понимая не только сам сюжет фрески, но и ее место в творчестве Рафаэля, а также расстояние до соседнего зала, где Сикстинскую капеллу расписывает сам Микеланджело, она отвечает даже на те вопросы, которых мы не додумались задать.
Например, неужели обложку для альбома Guns-n-Roses взяли именно с Афинской школы?
Два умника по цене одного
У Рафаэля в Афинской школе во многих фигурах — два образа, два человека, два смысла.

Например, это не просто Платон прогуливается с Аристотелем в центре композиции, а Платон с лицом Леонардо да Винчи.

Так Рафаэль выказывает восхищение и титану мысли, и гению художника одновременно.
Много деталей не бывает
Мы видим философа Гераклита, погруженного в думы на переднем плане.

Обратите внимание на его обувь. Знаете, кто еще ходил в таких здоровенных сапогах и отказывался носить что-либо другое?
Говорят, великий Микеланджело (который одновременно с Рафаэлем сидел в Ватиканском дворце, расписывая Сикстинскую капеллу).

А позу Гераклита Рафаэль буквально «стащил» с пророка Иеремии, которого Микеладжело как раз только что нарисовал на плафоне Сикстинской капеллы в соседнем помещении.

А еще считается, что пророк Иеремия — это автопортрет самого Микеланджело. Якобы в этой страдальческой позе мастер отразил свое уныние по поводу того, что его заставили «красить» потолок.
Думаем о высоком, собирая пазл
На 32 страницах брошюры спрятано еще много историй, интересных фактов и искусствоведческих дилемм, которые вы можете помочь нам решить.

  • Кто чертит циркулем справа: Эвклид или все-таки Архимед?
  • Что видел Пифагор: музыку в математике или математику в музыке?
  • В ком из великих ученых прошлого Рафаэль изобразил себя, а в ком — своих корешей?
Триптих «Сад земных наслаждений»
— одно из самых знаменитых и узнаваемых произведений Иеронима Босха.
На этом грандиозном полотне размером 2х4 метра собрано бесчисленное количество фантастических сцен и образов, подлинный смысл которых до сих пор остается загадкой для лучших искусствоведов планеты.
Михаил Майзульс
соавтор бестселлера «Страдающее Средневековье»
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ.

Михаил написал для нас обстоятельную статью с описанием самых достоверных теорий о том, что может скрываться за фантастическими образами Босха. Сможем ли мы разгадать его замысел до конца?
«Битва масленицы и поста»
— одно из самых масштабных и загадочных произведений Брейгеля Старшего.

В шуме толпы можно рассмотреть немало противоречивых образов и интересных сюжетов, для понимания которых мы нуждаемся в контексте городской жизни XVI века.
Олег Воскобойников
научный руководитель проекта «Страдариум»
доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ

Олег в своей статье подробно описал контекст и обстоятельства событий и сюжетов, происходящих на картине Брейгеля Старшего. Возможно, в этом хаосе все-таки есть некий смысл?
«Воз сена»
— ироничный и пугающий триптих Иеронима Босха.

Люцифер сброшен в бездну, Ева и Адам надкусывают яблоко, а простые жители готовы на всё, чтобы забраться на воз сена. Можем ли мы расшифровать высказывание великого художника?
Валерия Косякова
автор бестселлера «Апокалипсис Средневековья»
культуролог, доцент РГГУ и преподаватель ВШЭ, ведущая блога Культтриггер.

Валерия тщательно исследует картину, разбирая каждый из её сюжетов в отдельности. Глубокое знание контекста позволяет взглянуть на вакханалию нелепых сцен и образов глазами современников Босха.
«Охотники на снегу»
— пожалуй, самая известная картина Питера Брейгеля Старшего.

Неудачливые охотники возвращаются домой. Обыденная сцена городской жизни Нидерландов XVI века, ставшая источником вдохновения для десятков поэтов, писателей и режиссеров.
Олег Воскобойников
научный руководитель проекта «Страдариум»
доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ

Олег подробно разбирает сюжет картины, открывая читателю много неочевидных деталей. Почему от этой картины веет таким покоем и умиротворением? И что заставляет других авторов вновь и вновь воспроизводить её композицию?
Лучший способ приобщиться к прекрасному!
Вас ждут приятный медитативный опыт и романтическое свидание с гениальностью Босха, Брейгеля и Рафаэля!